Для современного бизнеса торговый эквайринг — незаменимая услуга, дающая широкие возможности и упрощающая работу. Причём это актуально как для мелких предпринимателей, так и для крупных игроков рынка. Услуга позволяет принимать безналичные платежи на стационарных точках торговли, в магазинах, на других объектах, быстро проводить транзакции с использованием дебетовых и кредитных карт, электронных кошельков.
Принципы работы торгового эквайринга
Главный принцип — быстрый, эффективный и безопасный приём платежей. Подключив эквайринг, предприниматель сможет более эффективно управлять своими финансами и будет иметь моментальный доступ к ним в режиме реального времени. А его клиенты получат простой и удобный вариант оплаты.
В торговом эквайринге участвуют банк продавца (эквайер) и банк покупателя (эмитент). Первый предоставляет предпринимателю услугу по обработке платежей и связывает их с эмитентом. Также он предусматривает и минимизирует риски, которые могут быть при приёме платежей от клиентов.
Как выглядит процесс:
- Покупатель прикладывает карту или вставляет в считывающее устройство.
- Если сумма покупки превышает 1 000 руб., покупатель вводит ПИН-код на клавиатуре терминала.
- Эквайеру поступает запрос на выполнение операции. Системой производится проверка карты. Если всё в порядке, эмитенту отправляется заявка на списание денег.
- Эмитент отправляет средства на счёт эквайера, а тот перенаправляет их продавцу.
- Уведомление об успешной оплате появляется на экране терминала. Покупателю выдаётся чек для подтверждения оплаты.
Вся эта операция занимает всего несколько секунд, а значит, увеличивается скорость обслуживания клиентов. Следовательно, повышается и размер выручки. Все транзакции производятся через специальный POS-терминал.
Кому необходим торговый эквайринг?
По «Закону о защите прав потребителей» все предприниматели, зарабатывающие более 20 млн в год, обязаны предоставлять клиентам возможность оплачивать товары и услуги безналичным способом. Однако есть важный нюанс: если у организации или ИП несколько торговых точек, при этом на одной из них годовая прибыль не превышает 5 млн руб., использование терминалов для оплаты необязательно.
Вид деятельности роли не играет. Например, если салон красоты зарабатывает свыше 20 млн руб. в год, терминал для оплаты должен быть установлен. Если выручка менее 20 млн руб., подключать терминал необязательно. В таком случае клиенты будут оплачивать услуги наличными.
Виды торгового эквайринга
Принцип работы торгового эквайринга во всех случаях одинаков: быстрое и безопасное проведение платежей. Однако есть разные виды услуг, выбор которых зависит от типа и особенностей ведения бизнеса:
- Интернет-эквайринг. Услуга подключается, если продавец не контактирует напрямую с покупателем.
- Платежи по QR-коду. Покупатель оплачивает товары и услуги, сканируя смартфоном QR-код, сформированный продавцом.
- Мобильный эквайринг. Подходит для служб доставки, которые принимают оплату на месте.
Как подключить эквайринг?
Чтобы выбрать услугу с максимальной выгодой, сначала нужно сравнить и изучить предложения банков и агрегаторов платежей по торговому эквайрингу. Все предлагают разные условия, комиссию, тарифы, и зависит это от индивидуальной политики эквайера и вида деятельности клиента. Для выбора наиболее выгодного предложения используйте виртуальный калькулятор, который можно найти на сайте эквайера. Подробную консультацию можно получить через онлайн-чат или по телефону.
Если вы уже выбрали эквайера, действуйте:
- Подайте заявку на эквайринг. В большинстве случаев это можно сделать на сайте, выбрав интересующую услугу и оставив номер телефона для обратной связи.
- Подготовьте документы. Это нужно сделать после одобрения заявки. Перечень зависит от внутренней политики эквайера.
- Предоставьте документы. В это же время подписывается договор на эквайринг в двух экземплярах. Один остаётся у эквайера, второй передадут вам.
- Подключите терминал. После подписания договора финансовая организация направит к вам в магазин или офис специалиста, который подключит и настроит терминал для эквайринга, проконсультирует по его использованию. Когда всё будет готово, нужно провести тестовую оплату, чтобы удостовериться, что он работает исправно. Само оборудование можно купить или арендовать, в том числе и у эквайера.
Что учитывать перед подключением?
Выбирая эквайера, обратите внимание на несколько важных моментов:
- Срок рассмотрения заявки. Уточните в банке, сколько времени займёт проверка документов, в какой срок примут решение по вашей заявке.
- Требования к обороту. Удостоверьтесь, что вашего финансового оборота достаточно для подключения выбранного тарифа. Также некоторые банки предусматривают штрафы за резкое снижение оборота после подключения эквайринга.
- Срок исполнения операции. В некоторых случаях поступление денег на счёт может занимать до 10 дней. Уточните максимальные сроки. Они должны быть указаны в договоре, как и ответственность банка за их нарушение.
- Расходы на установку и обслуживание терминала. Некоторые банки берут оплату только за покупку или аренду оборудования, но другие могут ещё взимать дополнительную плату за установку, настройку, обучение использованию.
- Доступ к Contactless. Это технология, позволяющая совершать бесконтактные платежи. Она есть не у каждого терминала.
- Сервисная и техническая поддержка. Важно, чтобы эквайер предоставлял круглосуточное обслуживание. Так все вопросы можно будет решить в любой момент.
- Доступные платёжные системы. Желательно, чтобы терминал поддерживал приём платежей с карт разных систем.
Комиссии, ставки и тарифы торгового эквайринга
Подключение и использование торгового эквайринга — платные услуги. С предпринимателя удержат комиссию, размер которой зависит от многих факторов:
- региона работы;
- сферы деятельности;
- оборота выручки за год;
- количества подключённых терминалов;
- платёжной системы карт покупателей.
Также роль играет и наличие процессингового центра у банка-эквайера. Кроме того, некоторые финансовые организации берут дополнительную плату за обслуживание терминалов. Если же терминал взят в аренду, придётся своевременно вносить платежи и за эту услугу.
Резюмируем тезисно сказанное
- Торговый эквайринг — услуга по приёму оплаты услуг и товаров с помощью банковских карт.
- Для подключения эквайринга заключается договор.
- При выборе эквайера обращайте внимание на предоставление поддержки, оборудования и ПО, а также на размер комиссии за проведение платежей, абонентскую плату.
- Эквайринг можно подключить в передвижных и стационарных торговых точках, интернет-магазинах.
- Альтернатива эквайрингу — приём платежей по QR-коду. Для этого оборудование не требуется, а комиссия за операции обычно ниже.
- Подключение эквайринга возможно для ИП, организаций, государственных учреждений.
- Если оборот предприятия превышает 20 млн руб. в год, эквайринг обязателен.
- Наличие эквайринга минимизирует риски мошеннических действий при расчётах, ускоряет обслуживание покупателей, уменьшает процент отказов от покупок.
- При торговом эквайринге подключается синхронизация с программами учёта. Это упрощает мониторинг финансовых показателей и формирование отчётности.